Безопасно ли летать в России? Гастарбайтеры за штурвалом

Развал авиапрома в современной России стал неизбежным следствием развала СССР в прошлом веке. Теперь самолеты, авиакомпании и даже аэропорты — все сплошь частные, и безопасность отошла на второй план. Так же, как и надлежащее проведение технических работ с парком летных машин.

Прибыль — во главу угла! Плюс обилие «бэушных», некондиционных, но дешевых запчастей для самолетов. Но ведь за штурвалом «железных птиц» сидят люди. Люди же готовят аппараты к вылету. Посему очень важен сейчас… Человеческий фактор

Герой Пьера Ришара — замечательного французского комика — в одном из своих фильмов прыгает в кабину экскаватора, чтобы остановить драпающих злодеев. Его напарник с удивлением вопрошает: «Разве ты умеешь управлять экскаватором?» Персонаж Ришара вскидывает голову гордо: «А чего тут уметь? Это так же просто, как управлять велосипедом!». В итоге — злодеи повержены. А Пьер великолепно манипулирует мощной, огромной техникой.

Но даже чтобы управлять велосипедом, приходится много учиться, падать, стирать кровь с разбитых коленок и снова ехать. Впрыгивать в седло и по новому кругу падать, кривить лицо от боли, но пытаться снова. А современный самолет — это даже не экскаватор. Сложнейший летательный аппарат. Нужны годы, чтобы научиться им управлять достойно. И не на компьютерных симуляторах (хотя и они не повредят в овладении профессии пилота). Нужны серьезные учебные заведения, летные школы с обширной базой самых разноплановых тренажеров и практическими занятиями. Нужно моделировать сотни возможных чрезвычайных ситуаций, чтобы каждый будущий «водитель железной птицы» был максимально готов к сюрпризам неба и взлетно-посадочных полос.

Сейчас, как признают эксперты, система профильного образования полностью уничтожена. Экономистов, юристов, генеральных директоров, секретарей, секретарш, менеджеров — пруд пруди! Некуда девать. Вот выйди на улицу в час пик, ткни в первого встречного-поперечного пальцем — так в генерального директора и попадешь. На худой конец, в коммерческого. Или юриста. А обычных летчиков катастрофически не хватает.

Пока что наша авиация выезжает за счет старого летного состава. Еще советской закваски. Плюс берем в расчет тех, кого демобилизовали или сократили из ВВС в пореформенное время. Но и они не вечны. Кто их заменит? Автопилот? Разбитной экскаваторщик типа персонажа Пьера Ришара?

Уже сейчас пошел процесс, когда причиной многих авиакатастроф становится ошибка первого пилота. Или второго пилота. Или механика. В общем, пресловутый человеческий фактор. Дальше — больше. 2 ноября 2011 г. были обнародованы итоги расследования авиакатастрофы гибели хоккейной команды «Локомотив» под Ярославлем: ошибка экипажа. У второго пилота в крови обнаружили запрещенный для летчиков препарат — фенобарбитал. Ему нельзя было лететь!

В авиакомпании, которая эксплуатировала разбившийся Як, имели место фальсификации, отсутствие тренировочной базы тренажеров, и даже полеты без документов. Первый и второй пилот так и не понимали друг друга, действовали вразнобой, несогласованно. Именно человеческий фактор оставил фанатов Ярославля и всю страну без любимой команды. Экскаваторщика за штурвал?

Вскоре сесть за штурвал пассажирского самолета в России будет некому. Ведь невыгодно частным авиакомпаниям вкладывать деньги в долгосрочное обучение будущих пилотов. Нужно «рубить капусту» сейчас, и по-максимуму, пока государство не вмешивается особо в процесс…

Нельзя исключать варианта, что через несколько лет авиаперевозки пассажиров будут осуществлять переученные водители городского автобуса или экскаваторщики. Причем из ближнего зарубежья. Авиакомпаниям проще пригласить готовых гастарбайтеров за штурвалы своих дряхлеющих самолетов, чем закупать новую технику и пестовать своих, доморощенных пилотов.

Выходит, ситуация безрадостная. Так летать ли обычному смертному в России в нынешние времена, понимая, что вероятность долететь до смертного одра весьма не призрачна, или ну их, «железных птиц»? Летать или ехать по земле?

Алла Пугачева, например, принципиально не летает на самолетах, а предпочитает передвигаться по стране в собственном железнодорожном вагоне. Председатель Корейской Народной Демократической Республики, великий кормчий товарищ Ким Чен Ир, также стремится добираться из пункта, А в пункт Б только под стук колес. Мой сосед никогда не летает без крайней на то необходимости, предпочитая поезд или автомобиль. Может быть, они все трое правы, а мы, те кто летает часто, попросту недальновидные люди и не жалеем свою жизнь?

Но вот сразу возникает вопрос: как нам пересесть на поезда-то? Вот я летел до Аляски 11 часов. До Таиланда около 8 ч. Даже до Италии лететь три с полтиной часа. Вынь да положь эти часы в воздухе! Куда смотрит наше РЖД? Почему не проложены еще железнодорожные маршруты до Бангкока, Сан-Франциско или Рима? Получается, все равно придется летать.

Раз уж нога ступает на трап самолета, то в наше время стоит полагаться на нашего «любимого парня»: на авось. Русский парень Авось — великий боец. Сколько столетий мы на нем выезжаем…

А пока же перед каждым вылетом у меня, например, есть примета. Нужно поговорить с небом, чтобы оно тебя не обидело. Вот так вот смотришь и втолковываешь ему. «Не шали». Пусть недалекие пассажиры крутят пальцем у виска. Типа, совсем мужик сдвинулся — с облаками беседует.

Другой мой знакомый неизменно напивается в «хлам» после регистрации и летит в выключенном состоянии.

Одна девушка мне рассказывала в самолете же, что перед полетом неизменно идет в церковь и молит Всевышнего о милосердии к ней и пассажирам ее рейса.

Пока нам эти действия помогали. Но хочется все же чего-то более надежного, чем авось, беседа с облаками, литр виски и молитвы. Хочется верить в железо и людей, что им управляют.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: