Как экранизировали Стивена Кинга? Нулевые и смутное будущее «Темной башни»
С начала нового столетия на экраны уже выпущено, запущено в производство или находится в разработке более 60 кинофильмов по рассказам и романам писателя. К сожалению, общие тенденции американского кино и литературы, естественно, коснулись и произведений Кинга. Сам автор, как и режиссеры, которые обращаются к его творчеству, предпочитает использовать уже имеющийся материал и повторно разрабатывает те или иные идеи, не стремясь создавать что-то принципиальное новое.
Основная масса экранизаций в нулевые годы была сделана для телевидения, и произведения Кинга, старые или новые, все меньше волнуют большой кинематограф. Тем не менее ряд известных картин за этот период всё же сняли. Так, в 2001 вышли «Сердца в Атлантиде» c Энтони Хопкинсом. Как экранизация фильм заслуживает всяческих похвал, но как самостоятельное произведение, увы, лента оказалась слишком камерной и откровенно скучноватой, чтобы заинтересовать широкий круг зрителей.
В 2002 опять несколько фильмов и тотальный коммерческий коллапс. Из 6 картин можно вспомнить только минисериал «Особняк Красной Розы», к которому Кинг специально написал оригинальный сценарий. Продолжение истории про девочку-телепата «Порождающая огонь 2» прошел незамеченным, как и два ремейка: «Мертвая зона» Роберта Либермана и «Кэрри» Дэвида Карсона, оба снятые для телевидения.
На следующий год, в 2003, Кинга ждет еще один оглушительный провал: экранизация его полновесного романа «Ловец снов» с треском проваливается в родном прокате. При 68 миллионах бюджета и еще 25, потраченных на маркетинг и рекламу, всего 33 миллиона сборов в США и 75 в мире. Частичная реабилитация за этот неудачный проект наступила в следующем, 2004, году, когда на экраны вышел фильм «Тайное окно» с Джонни Деппом, который получил и неплохую кассу, и положительные отзывы критиков.
С 2004 по 2006 годы было экранизировано 21 (!) произведение Кинга, правда, большинство в виде короткометражек, основанных на рассказах. При этом количество, как обычно, превалировало над качеством. Вспомнить из этого обилия потраченной кинопленки просто нечего, за исключением короткого сериала «Кошмары и фантазии: По рассказам Стивена Кинга», отмеченного 2 премиями «Эмми» (за музыку и визуальные эффекты). Ремейк «Салемс Лота» прошел мимо потенциального зрителя, а остальные ленты, снятые в этот период, даже припомнить не представляется возможным.
В 2007, наконец-то, случается несколько памятных событий. Во-первых, на телеэкраны Америки выходит последний, шестой по счету, сезон телесериала «Мертвая зона» (Dead Zone, 2002−2007), который стали снимать сразу же после выхода в 2002 ремейка, причем с теми же актерами. На большом же экране сначала появляется картина шведа Микаэля Хафстрема «1408» с Джоном Кьюсаком и Сэмюэлом Л. Джексоном, а затем и новый совместный проект Кинга и Фрэнка Дарабонта «Мгла» с Томасом Джейном. Обе картины оказались, хоть и в разной мере, коммерчески успешными, в очередной раз возродив доброе имя писателя у массового зрителя.
И в очередной раз доказав банальную истину: даже самый потрясающий сценарий — это еще даже не половина успеха. Без уверенной режиссуры, любой проект, как правило, обречен. Это наглядно продемонстрировал абсолютно беспомощный «шедевр» Джеффа Бисли «Кадиллак Долана» (2009). Историю, про то, как школьный учитель несколько лет разрабатывает, а затем и воплощает свой план мести гангстеру, который убил его жену, можно было снять намного лучше. Однако неудачный подбор актеров и слабая режиссура, увы, загубили достаточно сильный и нестандартный сюжет.
В 2010 на экранах кинотеатров абсолютно незаметно прошел фильм «Серая дрянь», поставленный малоизвестным режиссером Джеймсом Б. Коксом. Трудно было надеяться, что столь короткий и слабо насыщенный событиями рассказ сможет стать основой для сколько-нибудь стоящего фильма. Зато с именем Кинга связан другой, пускай и телевизионный, проект, сериал «Тайны Хейвена», над которым писатель поработал в качестве соавтора сценария.
Итак, на данный момент это вся история экранизаций «Великого и Ужасного». Вопрос в том, что стоит нам ожидать от сотрудничества Кинга с кинематографом в самое ближайшее время? Что ж, и на этот счет у нас есть пара новостей. Правда, не все они положительного характера.
Многие поклонники таланта писателя знают и любят его самое эпическое и невероятное по размаху творение — многотомную «Темную башню». В прошлом году СМИ буквально захлебывались новостью о том, что студия Universal и телеканал NBC подписали совместное соглашение о съемках трех полнометражных фильмов и двух связующих минисериалов. Дело дошло до того, что режиссером суперпроекта стоимостью в несколько сотен миллионов долларов был назначен Рон Ховард («Игры разума», «Код да Винчи»), а на роль Стрелка утвержден испанец Хавьер Бардем.
Увы, фанаты Кинга недолго предвкушали столь радостное событие. Спустя несколько месяцев кинокомпания Universal, сильно пострадавшая в финансовом плане после ряда неудач в 2010, отказалась спонсировать проект. Вслед за этим ретировался Рон Ховард, не пожелавший участвовать в долгострое. Таким образом, судьба экранизации «Темной башни» в настоящий момент находится в подвешенном состоянии.
Зато достоверно известно, что Голливуд решил повторно обратиться к роману Кинга «Противостояние». Первоначально планировалось, что режиссурой займется Дэвид Йэтс, автор последних серий о юном волшебнике Гарри Поттере. Однако после его назначения на этот ответственный пост на студию Warner посыпались протесты со стороны фанатов произведения, которым и так хватило, что их любимую книгу в прошлом бездарно испортил Мик Гэррис. Чудеса случаются, и совсем недавно кинокомпания сменила режиссера на… Бена Аффлека. Дата начала съемок пока неизвестна, как и имена актеров, но есть мнение, что повторно испоганить столь мощный материал не удастся.
Среди экранизаций, которые уже однозначно выйдут в этом и следующем годах, значится новый вариант «Калейдоскопа ужасов», телефильм «Мешок с костями» и опять же телевизионная версия «Мобильника». В конце 2011 года должны были выйти в свет киноверсии романов Кинга «Почти как Бьюик» и «Черный дом», но год заканчивается, а даты релиза этих лент до сих пор не объявлены. В следующем же году планируется закончить съемки фэнтезийного сериала «Талисман», написанного писателем в соавторстве с Питером Страубом.
Ходят слухи, что право на экранизацию еще неизданного романа Кинга «11/22/63» (дата смерти президента Джона Кеннеди) получил известный режиссер Джонатан Демме. Между прочим, постановщик небезызвестного триллера «Молчание ягнят». В то же время студии MGM и Screen Gems планируют возродить к жизни «Кэрри».
Как мы видим, Стивен Кинг по-прежнему пользуется неослабевающим спросом у киношников. Большинство его творений переносится на экраны телевизоров и кинотеатров «по горячим следам», сразу же после, а иногда и до публикации книг. Сам же писатель продолжает радовать своих поклонников новыми произведениями, хотя, по мнению многих, большинство его последних творений уступают в изобретательности и языке его шедеврам эпохи 70−80-х. Тем не менее Кинг по праву является самым экранизируемым современным автором и не собирается отдавать пальму первенства в другие руки.