Какими были ушедшие нулевые? Взгляд обывателя. Часть 1
Говорят, что история движется в ту или иную сторону «муравьиными» усилиями миллионов людей. Что происходило в последнее десятилетие в России, наблюдал каждый из здесь живущих. Однако важна точка отсчёта и угол зрения.
Согласитесь, человек, искренне верящий нынешней партии власти (а такие, наверняка, есть), и тот, кто разочаровался в сегодняшнем государственном устройстве, по-разному оценивают прошедшее десятилетие. Кто-то назовёт его периодом упущенных возможностей, другой скажет so-so (так себе), а иной презрительно бросит: «грязные» нулевые…
Наши сегодняшние вожди пришли в большую политику в девяностые годы прошлого века. Именно тогда безвестный подполковник из госбезопасности Владимир Путин начал работать в питерской мэрии, стал председателем комитета по внешним связям, а кандидат наук, доцент Дмитрий Медведев был его юридическим экспертом. В нулевые годы века нынешнего они получили безграничную власть в государстве. Однако безмерная личная власть никогда не была гарантией от провалов и неудач. Трагедии и катастрофы не заставили себя ждать, более того, они множились — к гибели атомной подлодки «Курск» добавились «Норд-Ост», Беслан, взрывы в московском метро, масштабные техногенные катастрофы, регулярно падающие самолёты…
Надо было придумать причину неуспехов деятельности тандема. Она нашлась довольно быстро: лихие девяностые. Надо сказать, что выбор причины, сделанный тандемом и его советниками, был практически безошибочным.
Заметьте, что именно было выбрано в качестве тормоза в развитии государства: не семьдесят лет советской власти, не мрачные времена царизма, не татаро-монгольское иго и даже не особенности русского национального характера, а именно лихие девяностые. И действительно, кто там помнит, что было при царе; а уж про татаро-монголов и говорить нечего. С советской властью всё гораздо сложнее — советские люди ещё не умерли, и если назвать причиной своих неудач советское прошлое, то в это вряд ли поверят. И тогда возникли «лихие девяностые». Тому кремлёвскому идеологу, что изобрёл это прозвище, надо дать медаль размером с тарелку.
Ладно, пусть лихие девяностые являются первопричиной всего плохого, что случилось в 21-м веке на одной шестой части суши. Давайте оценим, какими были сами ушедшие нулевые. Посмотрим с точки зрения обывателя (в хорошем смысле этого слова). Начнём с того, что удалось сделать властям.
Кремлёвскому руководству удалось сохранить целостность Российского государства. Это, безусловно, главный позитивный итог прошедшего десятилетия. Сегодняшнюю постсоветскую Россию можно рассматривать как самый крупный осколок гибнущей империи. И совсем не факт, что этот осколок не пойдёт трещинами. Пока не пошёл. Не понятно, чего здесь больше: мудрости населения или это результат построения жёсткой централизованной системы власти, именуемой вертикалью. Однако сформированная вертикаль являет собой не только вертикаль власти и управления, но и вертикаль коррупции. Получилось корпоративно-полицейское государство, весьма неустойчивое, если говорить о длительном временном отрезке.
Существует множество сценариев распада России. Их мало кто воспринимает всерьёз, предпочитая прятать голову в песок и называть авторов подобных прогнозов недальновидными маргиналами. Но обратимся к фактам. Нынешние федеральные округа в России сильно напоминают нарезку государств после развала федерации. Эти округа экономически абсолютно разные. Европейская часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток представляют собой прообразы автономных государственных образований. Что же касается ближайшего будущего, то некоторые эксперты считают нереальным сохранение в составе России Северного Кавказа, Калининградской области и Курильских островов. Эти регионы уже сейчас являются внутренним зарубежьем.
Говоря о реализованных кремлёвских проектах в нулевые годы, следует назвать победоносную войну с Грузией. Было бы странно, если б одна шестая часть суши проиграла войну маленькому государству. С другой стороны, была же чеченская война, которую выиграть не удалось. Да, в молниеносной пятидневной войне Россия разгромила Грузию. Однако совершенно непонятно, зачем Россия это сделала.
Если военные аспекты этой российской акции очевидны, то политико-экономические результаты напрочь отсутствуют. Не говоря уж о гибели сотен людей и негативных моральных последствиях от вторжения российских войск в другую страну.
Понятно, что грузинский президент Саакашвили оказался способным учеником тех, кто в своё время приказал сжечь Грозный. Но Саакашвили — не мой президент. Меня же интересуют действия российского руководства. Великая держава не должна вести себя чёрт знает как, в противном случае она перестаёт быть великой державой.
Вот отрывок из того, что поведал стране и миру президент нынче, в 2011-м году, о начале войны с Грузией:
— В ночь с 7-го на 8-е число мне позвонил министр обороны (я как раз двигался по Волге, был в отпуске, и вообще вся планета была в предвкушении олимпиады, которая была в Китае) и сказал, что наш грузинский сосед начал активные боевые действия. Я, честно скажу, абсолютно, предельно откровенно, вначале очень засомневался и говорю: «Знаешь, надо проверить, он что, совсем сумасшедший, сбрендил, что ли?» …Ещё какое-то время проходит, он (министр обороны — прим. А. Г. ) говорит: «Знаете, я хочу Вам доложить, они только что уничтожили палатку с нашими миротворцами, всех насмерть положили. Что я должен сделать?» Я сказал: «Открывайте ответный огонь на поражение». Никаких цифр в этот момент не фигурировало.
Как-то у них всё просто и непосредственно получилось. Наверняка, эти правильные парни сподобились обрести тайное знание, а совесть их не по-детски чиста. Однако где гарантия, что в следующий раз ночью, двигаясь по Волге и будучи в отпуске, а возможно, после игры в любимый им бадминтон Дмитрий Анатольевич не скажет своему военному министру: открывайте ответный огонь межконтинентальными баллистическими ракетами. Если ему покажется, что кто-то сбрендил.
Продолжение следует…