Современное кино: что такое хромакей?
Вы любите современные фильмы? Нет, я не о сериалах и скетчах для домохозяек, я о полнометражном качественном кино (желательно голливудского производства). Мы можем долго рассуждать о правдоподобности и качестве сценария, многое здесь сложно оценить объективно, на вкус и цвет, как говорится.
Но давайте поговорим о том, что оценить может каждый из нас — о том, что мы видим на экране. О картинке.
Современное кино давно перестало сниматься в живых декорациях или «на натуре». На смену дорогому декорационному оформлению пришла изящная и недорогая технология «хромакей» (англ. chromakey, буквально «цветовой ключ»).
Зрелищность в настоящее время — едва ли не решающий фактор при определении «хорошего» кино, хотя это не заменит хороший интересный сценарий, а с этим как раз всё больше и больше проблем. Вспомните масштабные сцены битвы из «300 спартанцев» Зака Снайдера, прекрасные панорамы в фильме «Властелин колец» П. Джексона, психоделический грибной лес в «Алисе в Стране Чудес» Тима Бертона. Все это — яркие примеры суперпрофессиональной работы с использованием технологии хромакей. Начало
Началось это в конце 1980-х годов, и первопроходцами стали, конечно же, американцы. Американская студия Stargate Studio запатентовала программу Virtual Backlot тм, которая позволяет актерам и режиссерам в реальном времени наблюдать за тем, что будет происходить вокруг них после окончательного постпродакшена. Это значительно облегчило жизнь создателям зрелищных киносцен.
Изначально технология хромакей использовалась только для перекрытия заднего фона. Например, актеры пьют чай на веранде особняка на берегу океана. В студии ставился стол, реквизит переднего плана, а сзади натягивали рир-экран. При монтаже на фон накладывалось нужное изображение (океан, прибой). Однако картинка получалась неглубокой. Для решения задачи стали использовать «хромакейные павильоны», которые по размеру порой могли полностью с трех сторон закрыть тысячеметровый съемочный зал. Как же работает хромакей?
Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон (рир-экран). При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Это — основной принцип, а дальше — фантазия режиссера, помноженная на профессионализм художников и монтажеров погружает нас в волшебные, нереальные, но такие реалистичные миры.
Самыми распространёнными цветами, использующимися при рир-проецировании, являются зелёный и синий (голубой), но теоретически (и практически) может использоваться любой цвет, в том числе белый и чёрный. Самый популярный цвет фона для комбинированных съёмок в кинопроизводстве — зелёный (что дало название технологии «Green screen»), для телевизионных программ чаще применяется синий фон («Blue screen»), хотя цвет рир-экрана зависит от поставленной режиссёром творческой задачи и характеристик оборудования, на котором производится рир-проецирование. Например, для очень затемнённых сцен, типа подземных пещер, используют ярко оранжевый цвет в качестве ключевого. Где еще используют хромакей?
Не удивительно, когда хромакей используют для какого-то фантастического города, для создания в кадре иллюзии окружающей среды, которую по каким-либо причинам невозможно заснять натурой или воспроизвести с помощью материальных декораций. Однако, как оказалось, хромакей используют в кино для снятия вообще любых фонов — обычной городской улицы, или даже отдельного здания. Это проще, чем выезжать в настоящий город, ограждать улицу и подстраиваться под погоду.
Это не дорого и при должном умении достаточно эффективно. В кино этот приём используется даже чаще, чем мы думаем. В тёмном кинозале, когда мы видим картинку как отражённый от экрана свет, хромакей практически незаметен, а вот дома на качественном телевизоре это совмещение гораздо больше бросается в глаза. Рир-ткань
Для рир-экрана используется специальная, поглощающая световые лучи, плотная ткань ядовито-зеленого или ярко-голубого (реже оранжевого) цвета. Но для мелких съемок можно использовать и обычную матовую плащевку подходящего цвета.
Рир-ткань также используется для реквизита: обошьешь такой тканью, например, обычную палку — и на монтаже можно получить световой меч.
Прежде чем приступить к работе в хромакейном павильоне, следует тщательно зафиксировать ткань, чтобы любые колебания были исключены, иначе изображение так же начнет «колебаться». Так же важно освещение, ведь оно должно быть максимально реалистичным и сочетаться с тем, что будет проецироваться на рир-экран при монтаже. Хромакей на телевидении
Хромакей используется и на телевидении. Самый простой пример — прогноз погоды. Диктор стоит в павильоне на синем фоне. С помощью хромакея синий цвет убирается, а на его место подставляется карта движения воздушных потоков, фотографии, полученные со спутника, или карта распределения температур в городах. Вы наверное, замечали, когда диктор показывает на определенный фрагмент карты у него за спиной, он смотрит не на саму карту, а куда-то вбок. Чтобы диктор ориентировался (он ведь стоит на синем фоне) сбоку от него установлен монитор, на котором показывается «мастер» (готовый результат), то есть то, что мы видим на экране своего телевизора. По монитору диктор ориентируется, когда показывает на участки карты, заранее подготовленной на компьютере. Плюсы и минусы хромакей. Декорации против хромакей
Хромакей уступает декорациям по трем основным пунктам: наглядности, реальности и объему.
Наглядность. Любая «живая» декорация, построенная в съемочном павильоне, смотрится как декорация, а не как нарисованная в трехмерном пространстве картинка.
Реальность. На декорацию можно опереться или поставить стакан, если этого требует сценарий, а при хромакейе нельзя.
Объем. В павильоне можно поставить туристическую палатку, сесть внутрь и рассказывать, к примеру, о туризме. Хромакей этого не позволяет. При съемках можно надевать любую одежду или использовать аксессуары любого цвета. При съемках на Хромакейе нельзя использовать в одежде синию ткань и близкие оттенки.
В остальном Хромакей превосходит декорации. Судите сами:
Экономия. Не надо брать в штат грузчиков и сборщиков декораций. Сами декорации дороги из-за материалов, фурнитуры, работы художников и дизайнеров. В среднем, за одну несложную декорацию придется выложить не менее 500 долларов. Но в кино такие декорации практически не встречаются.
Хранение. Огромная экономия места в павильоне. Декорации очень громоздки по размерам и весу. Виртуальные же декорации записаны в компьютер и занимают несколько Мб.
Изготовление. Нарисовать можно что угодно. Главное фантазия, вкус и чувство стиля, даже то, что нельзя сделать с помощью декораций. Можно, к примеру, «вести передачу» якобы из любой точки мира, из глубин океана или на фоне домика в деревне, или из космического корабля, или на обыкновенном цветном фоне с красочными переливами. Все зависит от фантазии.
Время. Экономия времени на разборку и установку декораций для разных передач. В среднем промежуток между съемками различных сцен — от 30 до 60 минут, а за это время надо убрать старую и поставить новую декорацию, разместить реквизит, что почти нереально: за это время еще надо поменять актеров, костюмы и настроить аппаратуру. Для того, чтобы изменить задний фон хромакейя, уходит меньше минуты. Вот она, экономия времени!