О чём не пел Лев Лещенко?
На Льва Валерьяновича любят навешивать ярлыки. Самый распространённый из них — «кремлёвский соловей». За советскую пропаганду, за выступления на партийных концертах, за «положительность». У Лещенко хватает мудрости гордиться, а не оправдываться. Да, кремлёвский соловей. Но ведь плохих певцов в Кремль никто бы не позвал!
Отдельные претензии у недоброжелателей к репертуару певца. Мол, одни сплошные агитки. Но так может говорить только тот, кто никогда не слышал ни одного альбома Льва Лещенко. Кто никогда не был на его концертах. Да, с экрана стараниями советских идеологов звучала «Любовь, Комсомол и Весна» (хорошая, кстати, песня о дружбе и молодости) и… А что ещё? Что ещё можно предъявить певцу? Всё остальное было о любви. О любви к Родине («Родная земля»), о любви к городу («Старинная Москва», «Чарой очарован», «Мой Новороссийск», «Сочи — долгое лето»), о любви к женщине («На земле живёт любовь», «Любимые женщины»).
О женщинах Лев Валерьянович всегда пел много. О самом певце ходило немало слухов. Молва приписывала ему массу любовных приключений. Впрочем, Лев Валерьянович сам как-то признался, что святым никогда не был. Наверное, такова природа художника. Он должен постоянно влюбляться. Иначе нет искры, ничего не рождается, нет энергетики творчества. А у Льва Валерьяновича до сих пор «живой глаз» по меткому выражению его друга Владимира Винокура. И он до сих пор записывает любовную лирику. Вот только стихи его песен стали чуть грустнее.
«Будь счастлива», — я вслед тебе кричу. Будь счастлива, вот всё, о чём прошу. Будь счастлива, за это пью до дна, Будь счастлива. Со мной и без меня.
Надрывное:
Моя любовь — печаль опущенных ресниц. Моя любовь — костёр из вырванных страниц. Я по тебе схожу с ума, моя любовь Ещё жива…
И проникновенно-нежное, но тоже с оттенком грусти:
Самою любимою ты была моею, Я шептал тебя во сне, я с тобой вставал. Я за красками ходил в жёлтую аллею И морозом на стекле звуки рисовал.
Как будто ему, баловню судьбы, легко покорявшему женские сердца, вдруг появилось, о ком тосковать. Кого любить так, что сердце больше болит, чем любит. Любовь всеобъемлющая, жизнерадостная, превратилась в ту одну, которая приносит страдание, но только оно и есть настоящее.
Много песен у Льва Валерьяновича о спорте. Когда-то он сам играл в баскетбол. А теперь он вице-президент баскетбольной команды «Триумф». Это его «Команда молодости». Воплощение юношеской мечты. Это его голос звучит на многих спортивных соревнованиях. Он поёт и гимн Всероссийского марафона «Лыжня России», и гимн подмосковной футбольной команды «Сатурн». А несколько лет назад это он пел гимн России на матче Россия-Албания. Под проливным дождём, вымокший до нитки, но от этого ещё более искренний.
К сожалению, широкая публика мало знакома с репертуаром певца. Она слышит лишь исполняемые на общих концертах «Рощу» и «Прощай». А Лев Валерьянович не стремится популяризировать своё творчество. За него это пытаются делать поклонники. Один из фан-клубов певца, действующих в Сети, называется «От Лещенко до Лещенко». От Петра до Льва, словно подчёркивая связь времён и культурного наследия. По большей части молодые ребята и девчата отыскивают архивные записи, оцифровывают их и выкладывают на сайт. За пять лет существования фан-клуба собралась неплохая коллекция. Певец авторских прав не заявлял. Договорились полюбовно, и теперь искусство доступно народу.
1 февраля у певца День рождения. Он отметит его концертом в Петербурге. Соберутся поклонники и просто слушатели. Со сцены будут звучать всё те же «Притяжение Земли» и «Надежда». Зритель любит «традиционного» Лещенко. Он хочет услышать то, к чему привык. В зале все вместе они — зрители. А у каждого в отдельности — своя песня. Пожилой сыскарь поставит дома кассету в старенький магнитофон и зазвучит голос Лещенко:
Если нужно, значит нужно. Пусть над головой летят года. Наша служба, будто сердце, Отдыха не знает никогда.
Усатый «афганец» помянёт погибших друзей под пронзительное:
Браток, водицы дай глоток. Браток, напиться дай чуток. Я так хотел дать маме Батистовый платок.
А юного члена фан-клуба в трудную минуту поддержит звучащее в mp3-плеере:
Огни ещё не скоро зажгутся вдалеке, Но встанет новый город, построенный в тайге. И в мёрзлый грунт лопаты вонзали средь зимы Ребята и девчата, такие же, как мы.
У каждого есть своя песня. А пока они все вместе, в одном зале, «из души уходит прочь тревога». И пусть ещё долго-долго живёт на свете этот соловей, объединяющий своим творчеством таких разных людей. ]