Si El или ТРИЗ?
Наверняка у вас такое было: увидев какую-то новинку, вы невольно думали: «Надо же, как просто и как удобно! И почему же никто не догадался сделать так раньше?»
Товары такого типа называются Si El (от выражения Simple Element). Это усовершенствование особого рода, которое имеет следующие особенности:
1) проблема, которую оно решило, существовала давно, но долгое время оставалась незамеченной; 2) технические возможности для реализации этого усовершенствования тоже существовали давно; 3) это усовершенствование было реализовано путем добавления к уже существующему товару некоторого относительно дешевого и простого элемента; 4) этот простой элемент имел другое (по сравнению с исходным товаром) функциональное назначение; 5) конструкция исходного товара изменилась незначительно; 6) способ использования товара изменился существенно, став явно более простым и удобным; 7) товары Si El становятся не просто успешными, они захватывают возможный рынок на очень долгое время.
До сих пор самым известным способом усовершенствования тех или иных изделий было принято считать ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. Поэтому интересно сопоставить, что же лучше — Si El или ТРИЗ?
Если сравнить список из 20 самых успешных товаров последних 10−20 лет со списком 20 новинок, которые были удостоены золотых медалей на выставках изобретений тоже за последние 10−20 лет, то можно заметить следующее.
Вспомнить товары, удостоенные золотых медалей, оказалось сложнее, чем просто успешные товары. Кстати, это повод задуматься. В самом деле, если какая-то разработка изначально была настолько хороша, что очень компетентные люди наградили ее золотой медалью, то почему большинство обычных людей о ней до сих пор ничего не знает?
Давайте сравним эти два списка: какие из перечисленных в них товаров были созданы путем добавления к обычному, давно известному изделию какого-то простого элемента (то есть по методу Si El), а какие были созданы с использованием ТРИЗ.
Я сравнил и обнаружил, что многие товары из второго списка так и не стали по-настоящему успешными, а некоторые из них рынок вообще так и не принял. Например, еще в советские времена на выставке изобретений в Болгарии золотой медали была удостоена разработка, позволяющая троллейбусам обгонять друг друга во время движения. Спору нет, действительно красивое решение. Но… потребитель его почему-то не освоил. Соответственно, никакой прибыли оно своим создателям не принесло.
Критерии ТРИЗ и Si El прямо противоположны.
Давайте разберем это на примере обычного чайника для кипячения воды.
Высший пилотаж в ТРИЗ — это красивое изобретение, когда «кипяток есть, а чайника — нет». Высший пилотаж в Si El — это с минимальными затратами получить продукт, который на очень долгий срок захватит очень большой рынок. И при этом абсолютно не важно, насколько «красиво» продукт выглядит, какого «уровня» изобретение и т. п.
Si El — это чаще всего до примитивности простые решения. С точки зрения ТРИЗ, это «неизобретательские» варианты или «простые» изобретения первого или второго уровня (всего уровней пять). ТРИЗовцам непрестижно заниматься такими «мелочами».
С точки зрения Si El, простота новинки вовсе не является ее недостатком. Тут не считается, что простой товар создать легче. Все знают, что труднее всего увидеть то, что лежит у всех перед глазами. И тот факт, что очень многие новинки Si El были созданы с «опозданием» в десятки, а то и сотни лет, — лучшее тому подтверждение.
К примеру, чайник для кипячения воды известен уже тысячи лет. Но только в 1921 году Джозефу Блоку (который к этому времени уже вышел на пенсию) пришла в голову мысль снабдить чайник свистком. Напомним, что свисток тоже известен с незапамятных времен.
Рыночный успех чудо-чайников был ошеломляющим: первая партия была распродана не просто за один день. Она была распродана до обеда. Пенсионер Джозеф Блок вернулся в бизнес и продавал 35 000 свистящих нагревателей воды ежемесячно.
И сейчас, спустя почти сто лет, чайники со свистком пользуются хорошим спросом по всему миру. Немногие современные товары обладают таким большим жизненным циклом. Одна женщина написала: «Сколько чайников я сожгла, прежде чем купила чайник со свистком!»
В ТРИЗе на первом месте стоит «красота» изобретательского решения. Как примет такое изобретение рынок — это уже второй вопрос. В Si El красота и оригинальность — не самое главное. Главное — с минимальными затратами так изменить продукт, чтобы он стал более ценным для пользователя.
Главная мысль: нет прямой зависимости между «крутостью» изобретения, его уровнем по классификации ТРИЗ и тем, насколько успешным станет это изобретение на рынке. Опыт показывает, что порой блестящие многообещающие разработки так и не приносят прибыли. В то же время некоторые чрезвычайно простые товары становятся очень успешными.
Анализ наиболее успешных товаров и услуг, созданных за всю историю, показывает, что многие из них созданы одним и тем же способом: путем добавления к обычному, давно известному товару некоторого «правильного» простого элемента (по правилам, приведенным выше). В результате товар конструктивно оставался почти таким же, но становился заметно лучше, удобнее, например, начинал удовлетворять новую потребность, которую раньше почему-то не замечали.
Люди всегда создавали очень полезные (а значит, и очень прибыльные!) товары таким способом. Но раньше это делалось случайно. Поэтому таких товаров было мало, и они появлялись относительно редко. Но если способ добавления простого элемента (метод Si El) реально работает, то почему бы использовать его целенаправленно?
Ведь в конечном счете главная цель не в том, чтобы новинка поражала воображение красотой и изяществом технического решения. Это хорошо для музейных экспонатов. Гораздо важнее, чтобы она он стала успешной на рынке, то есть приносила и больше пользы потребителям, и больше прибыли создателям, производителям, продавцам и т. д.
Даже если при этом сама новинка выглядит до банальности (гениальности?) просто.