Как рояль в кусты попал? Акция «Сыграй на Мне»
Жил-был мужик. Пошел мужик постираться в домовую прачечную. А там такие же мужики постирушничают. И все такие бяки-буки, никто ни с кем не разговаривает, сидят себе, свои британские газетки почитывают. А ведь в одном доме, поди, живут. Англия, в общем, в картине маслом.
Но наш мир раскрашен чудаками, дай бог им здоровья. Наш Люк Джерам, который так чопорно стирает, вообще-то художник. И душа у него художественная, хотя и британская. И вот вдруг его просто шизанула одна мысль: а чего это мужики-постирушечники не общаются? Что мешает по душам потрындеть в прачечной, спеть что-то от души, музычку хорошую послушать…
И вот приволок Люк в прачечную свое старенькое пианино, и без объявления войны стал спускаться к мужикам-постирушечникам просто так поиграть для них. И процесс пошел, дорогие товарищи! Стал сам чего-то мурчать под музыку, мужички британские подхватили… А дальше как в кино: стали собираться в прачечной жильцы дома вместе попеть, поиграть на инструментах, душевно поговорить. И родилась идея — собрать весь мир в такую большущую прачечную и постирать его пеной пения. И была крещена эта идея именем «Сыграй на Мне».
Вот так рояль попал в кусты. Вернее не рояль, а пианино. Вернее не в кусты, а в общественные места — в парки, на площади городов, на вокзалы, на мосты, да просто на улицы. Стоит себе пианино, а на нем надпись: «Сыграй на Мне. Я — твое». Уличными пианино стали благодаря инициативной группе «Sing for Hope», сколоченной нашим Люком, — люди просто отдавали свои инструменты. На доброе дело не жалко.
С 2008 года Люк и его ребята установили уже 167 инструментов по земному шарику. Такие акции с блеском прошли сначала в Лондоне, затем в Сиднее, потом в Барселоне, потом наделали веселья в Сан-Паулу, а вот сейчас эта акция проходит в стольном городе Нью-Йорке. Если в Лондоне удалось выставить на улицы только 30 инструментов, то Город Яблока просто обязан был переплюнуть Европу: 60 роялей в кустах украшают город!
А почему украшают? А потому, что пианино не просто стоит себе, и кто хочет — подходит и играет, а кто хочет — подойдет и споет под музыку, а кто хочет — просто остановится галопом бежать на свою голову, и замрет в толпе под звуки музыки. И что-то произойдет с ним в этот момент удивительное. И толпа, которую он только что (как всякий нормальный житель Нью-Йорка) всем сердцем ненавидел, станет для него Обществом Людей от Музыки…
У нас туго с этим моментом. Я уже описывала печальный опыт обратной реакции толпы на музыку в статье о Джошуа Белле, великом скрипаче современности, попытавшемся играть в метро. Но то метро, а улица есть улица. И это не кто-то исполняет, а подходи и исполняй сам. Подходи и пой. Участвуй, сопричаствуй, просто попялься. Потому что пианино эти украшают город.
Каждый инструмент неповторим, как расписная корова с Парада Коров. Это тебе не «давай покрасим холодильник в черный цвет». Люк Джерам был первым, кто покрасил свой инструмент для постирушечников в яркие цвета. А для парада роялей в кустах за честь расписать инструмент дрались. Руководительницы американской акции роялей в кустах Моника Юнус и Камилла Замора умудрились заполучить действительно хороших и остроумных оформителей и скульпторов. Так что стоит перед вами не просто пианино, а произведение искусства. 15 конкурсантов-оформителей по завершении акции будут бороться за первые места. Думаю, что первое место по блату займет София Матисс, правнучка Анри Матисса (благо сейчас идет большая передвижка Матисса по стране).
Акция началась 20 июня и продлится до 5 июля. Первым тряхнул стариной на рояле в кустах мэр города Блумберг, а дальше пошло-поехало. География парада уличных инструментов ко всем районам города благосклонна: Манхэттен, Линкольн-центр, Статен Айленд, бруклинский мост, паромный терминал, Квинс, Бронкс. Рано утречком настройщики объезжают весь город ладить лады, в 9 утра с инструментов убирают защитный каркас и до поздней ночи люд с удовольствием играет, поет, веселится. Особое пианино стоит у дома, где проживают люди на инвалидных колясках. И говорят, что там — самое веселое местечко в городе.
А вообще, у роялей в кустах происходят удивительные вещи: в Сиднее двое познакомились как раз за пианино, там же у них «возникла химия», как у нас говорят англосаксы, там же их скрутило накрепко узами брака. А вы говорите: на небесах, на небесах… А в Сан-Паулу одну мамашу рояль в кустах довел до слез: ее девчушка как ненормальная просиживала на вокзале за инструментом потому, что дома по бедности поиграть было не на чем. А играть она хотела больше, чем есть. Вот этой девчонке пианино и досталось после окончания акции. Дай бог ей если и не стать великой исполнительницей, то просто играть музыку.
О музыке скажу: знаете, а я не верю в Сальери-отравителя. Верю в Сальери-музыканта. Не гений и злодейство несовместимы. А Музыка и злодейство. Не может Музыка порождать Зло. А вот насчет Добра — судите сами. Больше всего дерутся за стульчик у уличного пианино именно детишки. И это — показатель! А какой простор для мотивации ребенка на обучение музыке: это не тот случай, когда родители решили свое чадо насильно музыке учить. Тут он сам в драчку к инструменту лезет.
5 июля закончится Парад уличных пианино, но добро сотворенное будет дальше шагать: после определения победителей среди художников и скульпторов, инструменты будут бесплатно розданы в школы, больницы, дома инвалидов, хосписы, культурные центры на радость людям и в память о прекрасном празднике всех и для всех.
А теперь вспомним: все родилось в лондонской домовой прачечной в голове у чудаковатого художника Люка Джерама. Вот такой жил-был мужик. И вот так он сходил постираться. И вот какие постирушки получились. Побольше бы нам таких постирушек. И таких роялей в кустах.