Коала: что мы знаем о сумчатых мишках?
Этот неторопливый симпатичный зверек относится к уникальному семейству коал, или сумчатых медведей, куда входит один-единственный вид. Обитает он только в Австралии и на нескольких близлежащих островах. Читает Дмитрий Креминский Скачать в mp3 (7.1 Mb / 07:43 мин.)
И хотя этого пушистого зверька часто называют медвежонком, на самом деле к медведям он не имеет никакого отношения.
Джеймс Кук не заметил коал во время своего знаменитого плавания к берегам Австралии. О существовании пушистых сумчатых мишек европейцы не подозревали до 1798 года, когда в Голубых горах некий Прайс увидел животных, похожих на южноамериканских ленивцев. Местные жители называли их куллавайн. После этой встречи пушистые симпатяги попадались людям на глаза все чаще.
Для науки коала стал известен в 1802 году, а годом позже был пойман живой зверек. Свое «официальное», научное имя коала получил лишь в 1816 году, когда ему присвоили родовое название Phascolarctos — от греч. phaskolos «кожаная сумка» и arktos «медведь». Свое видовое имя, cinereus (пепельный), зверек получил благодаря цвету шубки.
Как и большинство животных Австралии, коалы весьма оригинальны. Кстати, на языке племен Нового Южного Уэльса их название переводится как «не пить». И они действительно не пьют. И это не единственная их особенность.
Коалы — небольшие плотные зверьки. Их рост колеблется от 60 до 82 см, а вес — от 5 до 16 кг. Голова у них большая, с плоским «лицом», глазки маленькие и широко расставленные, уши крупные, закругленные и мохнатые, всегда настороженные и прислушивающиеся.
Лапы у коал прекрасно приспособлены для лазания и цепляния, большой и указательный пальцы противопоставлены всем остальным — удобнее обхватывать ветки. Эти зверушки немногие из не-приматов, у кого на подушечках пальцев есть папиллярный узор, отпечатки которого немногим отличаются от человеческих. У них есть хвостик, но он такой маленький, что почти не заметен.
Мех у этих зверьков мягкий и густой, цвет его зависит от местности, где живет коала, и может быть серым, рыжеватым и даже красноватым. На брюшке он всегда светлее, чем на спинке.
Одна из самых выдающихся частей тела у коалы — это когти. Они настолько мощные и крепкие, что, вонзив их в дерево, коала не падает вниз, даже когда крепко уснет. А спят они часто и подолгу, до 20 часов в сутки. Коалы вообще очень флегматичные животные: днем, даже если и не спят, они сидят неподвижно, прицепившись к дереву и только поворачивая голову из стороны в сторону. Часто на спине самки сидит малыш, такой же невозмутимый, как и его мама.
Оживают коалы ночью, тогда лазают по веткам в поисках пищи. На землю спускаются очень редко, преимущественно тогда, когда нужно перебраться с одного дерева на другое, а перепрыгивать далековато. Кстати, эти животные прыгать умеют неплохо, а в особо опасных случаях даже могут убегать тяжелым галопом. И плавать умеют.
Питаются коалы листьями эвкалипта, нужную им влагу получают из этих же листьев, а также из росы, которая на них скапливается. Пьют сумчатые мишки только когда болеют и в периоды сильных засух.
Ничего кроме эвкалиптовых листьев коалы не едят. Этим и объясняют их медлительность. Такая еда содержит очень мало белка, поэтому и скорость обмена веществ у этих пушистых зверьков почти в два раза ниже, чем у большинства других млекопитающих. В день коала съедает в среднем килограмм листьев.
А теперь самое интересное. В так любимых коалами эвкалиптовых листьях содержится очень много фенольных и терпеновых соединений, которые являются ядовитыми для большинства животных. А побеги к тому же могут содержать синильную кислоту.
Коалы каким-то образом умеют определять те виды эвкалиптов, в которых содержится меньше ядовитых веществ. Поэтому зверьки используют в пищу лишь небольшую часть из всего разнообразия этих деревьев.
Коалы — заядлые одиночки. Самки живут каждая на своем участке, а самцы, хоть и не придерживаются территориальных границ, но еще меньше жаждут общаться друг с другом и если вдруг встретятся, в ход идут когти.
Собираются маленькими группками коалы только во время брачного периода. Поскольку самцов рождается меньше, то вокруг представителя сильного пола часто собирается гарем из 2−3 самок. В это время часто можно услышать призывный крик кавалера, похожий на «нечто среднее между храпением толстого пьяницы, скрипом двери на заржавленных петлях и ворчанием чем-то недовольной свиньи». Но «для чьих-то мохнатых ушей это прекрасная музыка, ведь это песня любви коала». Правда, семьянин из этого певца плохой — он покидает жену вскоре после появления на свет наследника.
Беременность у коал длится месяц, рождается обычно один малыш длиной около 15−18 мм и массой всего 5,5 г. Шесть месяцев детеныш живет в сумке матери, питаясь ее молоком. Потом постепенно начинает перебираться на ее спину. В это время малыш начинает получать от своей мамы странную еду — особые испражнения, совсем не такие как обычные экскременты, а похожие на кашицу из полупереваренных эвкалиптовых листьев. С помощью этой особой пищи, которую самка выделяет около месяца, в пищеварительный тракт детеныша попадают микроорганизмы, необходимые для пищеварения.
До года мама носит подросшего малыша на спине, а во время сна или плохой погоды крепко прижимает к себе. Где-то в возрасте года дочки отправляются на поиски личных участков, а сыновья могут оставаться около матери до 2−3 лет.
У этого симпатичного зверя почти нет врагов, но в первой половине XX в. коалы были практически уничтожены из-за большого спроса на их пушистые шубки. Когда власти, наконец, опомнились и запретили охоту на сумчатых медвежат, их оставалось так мало, что одним из способов спасения этого уникального вида был отлов уцелевших коал и разведение их в неволе. Так появились первые коала-парки. В наше время дела этих животных идут лучше, но они все же не настолько распространенные как, например, кенгуру.
Кстати, коалы легко приручаются. Малыши, живущие в неволе, любят спать на руках у человека. Взрослые мишки тоже очень привязываются к тем, кто ухаживает за ними, и временами ведут себя как настоящие избалованные дети — «плачут», когда хозяева заняты, и успокаиваются, если их берут на руки.